Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» определяют успешное выступление российских спортсменов на международной спортивной арене как одну из стратегических задач развития физической культуры и спорта в нашей стране. Ее решение во многом зависит от эффективности деятельности системы подготовки спортивного резерва.

Известно, что эффективность соревновательной деятельности в игровых видах спорта в значительной мере обусловлена уровнем технико- тактического мастерства спортсменов, их умением применять технико- тактические приемы в условиях дефицита пространства и времени, в динамично изменяющихся игровых ситуациях при согласованном взаимодействии с игроками своей команды и активном противодействии со стороны соперника.

Игроки команд, добивающихся успехов на чемпионатах мира и Европы, владеют рациональной техникой и сочетают ее с быстротой передвижения. В основе техники, позволяющей им успешно решать тактические задачи в ходе игры, лежат скоростное ведение мяча, финты и дриблинг.

В последние годы для повышения качества обучения технико- тактическим действиям начинают широко применяться информационные технологии, которые существенно расширяют и качественно изменяют возможности информационного обеспечения учебно-тренировочной деятельности юных спортсменов, связанной с освоением способов решения различных двигательных задач. Одним из перспективных направлений их использования выступает создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных ЭВМ для управления технической подготовкой спортсменов. Реализация данного направления предполагает создание программно- аппаратных комплексов, которые обеспечивают сбор, обработку и предъявление информации различной модальности о биомеханических характеристиках разучиваемых двигательных действий.

Современный уровень развития светодинамических технологий предоставляет возможность создания интерактивного тренажерного комплекса, который позволит многовариантно моделировать пространственно-временную структуру игровых ситуаций соревновательной деятельности в спортивных играх, и интенсифицировать процесс овладения способами выполнения технико-тактических приемов по заданным характеристикам.

Методологической основой его создания выступают концептуальные положения о принципах «сопряжённого воздействия» и «динамического соответствия», сформулированные в работах В.М. Дъячкова, Ю.В. Верхошанского, В.В. Кузнецова; концепции И.П. Ратова об «искусственно управляющей среде» и Ю.Т. Черкесова о «непрерывном регулировании взаимодействия спортсмена и предметной среды».

Разработка и изготовление интерактивного тренажерного комплекса, предполагает сравнительный анализ существующих оптических средств отображения информации (ОСОИ), средств видеоконтроля и видеоанализа (СВВ) и их адаптацию к задачам обучения основам техники спортивных игр; разработку прикладного программного обеспечения для взаимодействия ОСОИ и СВВ; создание пакета прикладных программ диагностики, тестирования и проведения интерактивных тренировок спортсменов.

Интерактивный тренажерный комплекс позволяет создать искусственную управляющую среду для обучения юных спортсменов техническим приемам ведения мяча и обводки, самоконтроля, диагностики и коррекции качества их усвоения.

Следующим шагом выступает разработка комплексов тренировочных упражнений с использованием интерактивного тренажерного комплекса с учетом их направленности на обучение юных спортсменов способам решения определенных двигательных задач. Должны быть определены и научно обоснованы организационно-методические особенности их эффективного применения в процессе обучения юных футболистов основам техники спортивных игр.