В России сложилась достаточно эффективная система подготовки высококвалифицированных спортсменов. Она представляет собой совокупность знаний и технологий спортивной тренировки и соответствует лучшим образцам современного спорта. Однако провалы наших сборных на международной арене в последние годы говорят о необходимости модернизации системы отбора и подготовки спортсменов, о целесообразности оперативной разработки и внедрения конкурентоспособных технологий, гарантирующих высокий результат.
Решая задачи повышения двигательной активности населения и профессионального роста в игровых видах спорта, специалисты фирмы «ЛЭМА» разработали многоцелевой интерактивный тренажерный комплекс, который предназначен:
- для подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва, а также организации физкультурно-оздоровительных программ для широких слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- для исследовательской работы в области физиологии и психологии человека, оценки его зрительных, когнитивных и двигательных способностей;
- для создания двигательно-игровой среды, проведения шоу-турниров, креативных рекламных кампаний и презентаций.
Такая разработка стала возможна благодаря развитию современных систем визуализации различных светодинамических образов, средств вычислительной и цифровой техники.
Рис. 1. Вариант cтруктуры комплекса.
Авторы, при помощи светодинамической подсветки с контрастными границами на игровом поле, создают световые маршруты или разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, изменяют скоростные режимы тренировки. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в мобильной зоне можно судить о целом ряде показателей спортсмена и его профессиональной подготовленности. Данный способ тренировки обеспечивает многовариантное моделирование простых и сложных игровых ситуаций с их повторениями для закрепления требуемых навыков в искусственных условиях, имеющих педагогическое и методическое преимущество по сравнению с естественными условиями игры.
Процесс тренировки снимают инфракрасной видеокамерой, установленной над игровым полем, а видеоизображение передают в компьютер (рис.1). Обратная связь поддерживается системой видеоанализа.
На рис.2 и рис.3 показаны фрагменты экспериментальных тренировок юных хоккеистов.
Рис.2 |
Рис.3 |
Рис.4 |
Рис.5 |
На рис 4. показан фрагмент тренировки футболиста в ограниченной зоне, который уходит от преследования нескольких запрещенных зон, выделенных красным светом. На рис. 5 показан выход футболиста из разрешенной зоны.
Разработанные авторами способы тренировок с использованием интерактивной светодинамической подсветки более подробно раскрываются видеоматериалами сайта и опубликованными патентами.
В целом комплекс позволяет:
- диагностировать уровень функциональной подготовленности при занятиях физической культурой и спортом;
- в реальных условиях на игровом поле диагностировать концентрацию внимания, время реакции, способность воспринимать и оценивать расстояние, ориентироваться в пространстве;
- индивидуализировать тренировочный процесс, задавая интенсивность и длительность нагрузки адекватными функциональному состоянию спортсмена;
- фиксировать, изучать и корректировать двигательные и игровые стереотипы спортсмена, в оптимальном режиме многократно повторять упражнения до критерия усвоения;
- повысить надежность отбора и ориентации для занятий спортом.
Вместе с тем, хочется отметить, что возможности рассматриваемой технологии явно с большим научным и практическим потенциалом, выходящим за границы подготовки спортсменов.
Данный комплекс позиционируется нами как перспективный исследовательский инструмент, который позволит получить новые знания о зрительных, когнитивных и двигательных способностях человека и их взаимосвязи.
Комплекс имеет большой коммерческий потенциал и может быть интересен лицам, инвестирующим в новые спортивные, медицинские и игровые технологии.
С развитием проекта планируется производство трех типоразмеров интерактивного тренажерного комплекса для:
- крупных стадионов и спортивных арен;
- спортзалов и тренировочных полей;
- детских игровых площадок и тренировочных зон ограниченной площади.
Более того, считаем, что предложенные технологии позволят создавать популярные игровые консоли и принципиально новые виды спорта, где человек в реально-виртуальной среде сможет полнее проявить свои физические, волевые и интеллектуальные качества.
Используемые мультимедийные средства двойного назначения в комплексе позволят продемонстрировать зрителю запоминающиеся шоу-программы, презентации и креативную рекламу.
Потенциальные заказчики:
- государственные, частные учреждения и организации;
- воинские спортивные и специальные подразделения;
- спортивные федерации, клубы и фитнес центры;
- центры олимпийского резерва, спортивные школы;
- вузы, техникумы, колледжи, общеобразовательные школы, дошкольные и специальные медицинские учреждения;
- разновозрастные группы населения, включая лиц с ограниченными возможностями;
- разработчики двигательно-игровых технологий и игровых приставок;
- разработчики и организаторы шоу программ и рекламных акций.