В России сложилась достаточно эффективная система подготовки высококвалифицированных спортсменов. Она представляет собой совокупность знаний и технологий спортивной тренировки и соответствует  лучшим образцам современного спорта. Однако  провалы наших сборных на международной арене в последние годы говорят о необходимости модернизации системы отбора и подготовки спортсменов, о целесообразности оперативной разработки и внедрения конкурентоспособных технологий, гарантирующих высокий результат.

Решая задачи повышения двигательной активности населения и профессионального роста в игровых видах спорта, специалисты фирмы «ЛЭМА» разработали многоцелевой интерактивный тренажерный комплекс, который предназначен:

  • для подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивного резерва, а также организации физкультурно-оздоровительных программ для широких слоев населения, включая лиц с ограниченными возможностями и нарушением функций опорно-двигательного аппарата; 
  • для исследовательской работы в области физиологии и психологии человека,  оценки его зрительных, когнитивных и двигательных способностей; 
  • для создания двигательно-игровой среды, проведения шоу-турниров, креативных рекламных кампаний и презентаций.

Такая разработка стала возможна благодаря развитию современных систем визуализации различных светодинамических образов, средств вычислительной и цифровой техники.

Рис. 1. Вариант cтруктуры комплекса.

Авторы, при помощи светодинамической подсветки с контрастными границами на игровом поле, создают световые маршруты или разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд. При этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон, изменяют скоростные режимы тренировки. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в  мобильной  зоне можно судить о целом ряде показателей спортсмена и его профессиональной подготовленности. Данный способ тренировки обеспечивает многовариантное моделирование  простых и сложных игровых ситуаций с их повторениями для закрепления требуемых навыков в искусственных условиях, имеющих педагогическое и методическое преимущество по сравнению с естественными условиями игры.

 Процесс тренировки снимают инфракрасной видеокамерой, установленной над игровым полем, а видеоизображение передают в компьютер (рис.1). Обратная  связь  поддерживается системой  видеоанализа.

На рис.2 и рис.3  показаны фрагменты  экспериментальных тренировок юных хоккеистов.

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

 

 На рис 4. показан фрагмент тренировки футболиста в ограниченной зоне, который уходит от преследования нескольких запрещенных зон, выделенных красным светом. На рис. 5 показан выход футболиста из разрешенной зоны.

Разработанные авторами способы  тренировок с использованием интерактивной светодинамической подсветки более подробно раскрываются видеоматериалами сайта и опубликованными патентами.  

В целом комплекс позволяет:

  • диагностировать уровень функциональной подготовленности  при занятиях    физической культурой и спортом;
  • в реальных условиях на игровом поле диагностировать концентрацию внимания, время реакции, способность воспринимать и оценивать расстояние, ориентироваться в пространстве;
  • индивидуализировать тренировочный процесс, задавая интенсивность и длительность нагрузки адекватными функциональному состоянию спортсмена;
  • фиксировать, изучать и корректировать двигательные и игровые стереотипы спортсмена, в оптимальном режиме многократно повторять упражнения до критерия  усвоения;
  • повысить надежность отбора и ориентации для занятий спортом.

Вместе с тем, хочется отметить, что возможности рассматриваемой технологии явно с большим научным и практическим потенциалом, выходящим за границы подготовки спортсменов.

 Данный комплекс позиционируется нами как перспективный исследовательский инструмент, который позволит получить новые знания о зрительных, когнитивных и двигательных способностях человека и их взаимосвязи.

Комплекс имеет большой коммерческий потенциал и может быть  интересен лицам, инвестирующим в новые спортивные, медицинские и игровые технологии.

С развитием проекта планируется производство  трех типоразмеров  интерактивного тренажерного комплекса для:

  • крупных стадионов и  спортивных арен;
  • спортзалов и тренировочных полей;
  • детских игровых площадок  и тренировочных зон ограниченной площади.

 Более того, считаем, что предложенные технологии позволят создавать популярные игровые консоли и принципиально новые виды спорта, где человек в реально-виртуальной среде сможет полнее  проявить свои физические, волевые и интеллектуальные качества.

Используемые мультимедийные средства двойного назначения в комплексе позволят  продемонстрировать зрителю запоминающиеся шоу-программы, презентации и креативную рекламу.

Потенциальные заказчики:

  • государственные, частные учреждения и организации;
  • воинские спортивные и специальные подразделения;
  • спортивные федерации, клубы и фитнес центры;
  • центры олимпийского резерва, спортивные школы;
  • вузы, техникумы, колледжи, общеобразовательные школы, дошкольные и специальные медицинские учреждения;
  • разновозрастные группы населения, включая лиц с ограниченными возможностями;
  • разработчики двигательно-игровых технологий и игровых приставок;
  • разработчики и организаторы шоу программ и рекламных акций.